среда, 2 января 2019 г.

§ 26. Сфера услуг: структура и особенности размещения



Вспоминаем. Что является продукцией видов деятельности, входящих в сферу материального производства?
Узнаем. Что такое сфера услуг и какие виды деятельности она объединяет. Каковы особенности развития и размещения видов деятельности, входящих в сферу услуг. Какова роль сферы услуг в современном хозяйстве.
Размышляем. Почему в структуре мирового ВВП сфера услуг по стоимости продукции стала преобладать над сферой материального производства?
26.1.     Виды услуг и структура сферы услуг. Вы уже знаете, что виды деятельности, относящиеся к сфере материального производства, создают продукцию в форме вещества и энергии. Все это – реальная продукция, которую можно, например, перевозить, производить в одном месте, а использовать в другом. Поэтому все виды деятельности материального производства иногда называют реальным сектором хозяйственной деятельности людей.
Продукцией видов деятельности, входящих в сферу услуг, являются действия, направленные на удовлетворение разнообразных материальных и духовных потребностей человека. Насколько многообразны потребности человека, настолько разнообразны и виды деятельности, входящие в сферу услуг. Развитие сферы услуг тесно связано с развитием материального  производства. Определяющее  влияние на формирование  современной сферы услуг оказал социальный и научно-технический прогресс.

Рассмотрим это на конкретных примерах. Производство больших объемов продукции в сельском хозяйстве и промышленности требовало обмена ею и способствовало развитию торговли. Обмен продукцией предполагал ее перемещение с одного места в другое. Для этого нужно было развивать транспорт и транспортные услуги. Торговля была связана с денежными расчѐтами, что способствовало развитию финансовых, банковских услуг. Производство большого количества техники требовало ее обслуживания и ремонта. Поэтому, например, возникали услуги по ремонту автомобилей. Развитие науки и усложнение знаний об окружающем мире способствовало развитию образования. В связи с развитием машинного производства и ростом производительности труда увеличилось благосостояние людей. У них появилось больше свободного времени. Это способствовало развитию услуг в сфере отдыха. Под влиянием всего перечисленного количество видов деятельности в сфере услуг постоянно увеличивалось, а сама сфера услуг по стоимости продукции превзошла материальное производство.

               В настоящее время принято выделять основные виды деятельности в сфере услуг (рис. 1).

Услуги транспорта и связи направлены на обеспечение перевозок грузов и пассажиров, а также на передачу информации. Торговля включает деятельность по перераспределению материальной продукции между производителями и потребителем.  Торговля  бывает  оптовой  и  розничной  (рис.  2).
При     оптовой          торговле         продукция      продается  партиями, обычно с целью ее дальнейшей обработки и перепродажи. Розничная торговля предназначена для продажи продукции конечному потребителю. Финансовая деятельность связана с накоплением и перераспределением денежных ресурсов (рис. 3). В образовании оказываются услуги по передаче знаний (рис. 4). Услуги в области здравоохранения направлены на обеспечение здоровья человека, лечение болезней (рис. 5).

            Как видно из приведенных примеров, каждый вид услуги – это совокупность определенных действий, направленных на удовлетворение разнообразных потребностей современного человека.
           Спрос на определенные виды услуг в мире существенно          различается.   Соответственно различаются и их масштабы, а также стоимость оказываемых услуг. Соотношение масштабов оказываемых услуг по их видам позволяет определить структуру сферы услуг. Ведущее место в ней занимают транспорт и связь, торговля, финансовая деятельность.

          26.2. Особенности развития и размещения сферы услуг. Особенности развития и размещения сферы услуг обусловлены особенностями самой услуги как вида деятельности. Услуга – это одно или несколько действий. Ее нельзя оказать про запас, действия выполняются там и тогда, когда в них возникает необходимость. Услуга неотделима от того, кто ее предоставляет, поэтому для ее получения необходимо обратиться к непосредственному производителю услуги. Качество услуг является непостоянным и зависит от многих факторов. Например, на качество транспортных услуг существенное влияние могут оказать погодные условия.
С учетом перечисленных особенностей происходит размещение предприятий сферы услуг. Если предприятия материального производства могут размещаться в одном месте, а их продукция потом поставляется во все страны мира, то предприятия сферы услуг стремятся приблизиться к потребителю, чтобы ему было удобно получать ту или иную услугу.
Так, например, крупные банки создают свои многочисленные отделения и филиалы в разных странах и населенных пунктах. Продуктовые магазины, аптеки, парикмахерские, мастерские по ремонту одежды и обуви стремятся размещаться в шаговой доступности от потребителя. (Приведите другие примеры приближения предприятий сферы услуг к потребителю.)
Наиболее значительных масштабов сфера услуг достигла в экономически развитых странах. Для этих стран характерно также большое разнообразие видов оказываемых  услуг   и  густая  сеть  предприятий  и  организаций  сферы  услуг.      В развивающихся странах сфера услуг сосредоточена преимущественно в крупных городах. Для жителей сельской местности этих стран многие виды услуг являются недоступными или качество их оказания очень низкое.
            26.3.     Роль сферы услуг в современном хозяйстве. Сфера услуг играет определяющую роль в структуре современного мирового хозяйства и национальных хозяйств большинства стран мира. В структуре ВВП экономически развитых стран доля сферы услуг составляет 70 % и более, а у большинства развивающихся стран находится на уровне 50 %. В этих видах деятельности сегодня занята основная часть экономически активного населения. В перспективе виды деятельности сферы услуг будут становиться все более разнообразными, их роль в хозяйственной деятельности людей всех стран будет возрастать.
Для некоторых стран виды деятельности сферы услуг имеют важное экспортное значение. Например, для нашей республики, благодаря ее выгодному географическому положению, значительными являются доходы от экспорта транспортных услуг. Через территорию нашей страны осуществляется перевозка грузов и пассажиров из Европы в Россию и страны Азии. Перевозчики из этих стран оплачивают те транспортные услуги, которые оказываются им на нашей  территории, в том числе платят за пользование нашими транспортными путями. Основой экономики многих стран является оказание туристических или банковских услуг (Багамские острова, Кипр).
Обобщим и запомним. Услуга – это одно или несколько действий, направленных на удовлетворение разнообразных материальных и нематериальных потребностей человека. Основными видами деятельности в сфере услуг являются транспорт и связь, торговля и финансовая деятельность. Главной особенностью развития и размещения видов деятельности сферы услуг является их приближение к потребителю. Наиболее высокого уровня сфера услуг достигла в экономически развитых странах, где она характеризуется большими масштабами оказания услуг и их разнообразием.
Проверим себя. 1. Что такое услуга и какие виды деятельности включает сфера услуг?
2. В чем заключаются основные отличия продукции сферы услуг от продукции материального производства? 3. Какие виды деятельности являются ведущими в структуре сферы услуг и почему? 4. Какова главная особенность размещения видов деятельности сферы услуг? 5. В каких странах и почему сфера услуг получила наибольшее развитие? 6. Какую роль играет сфера услуг в современном хозяйстве?
От теории к практике. Представьте, что вы решили заняться оказанием одного из перечисленных видов услуг: транспортные перевозки пассажиров, парикмахерские услуги, услуги по ремонту обуви, гостиничные услуги, ресторанные услуги. Перечислите виды действий,  которые необходимо будет совершить, оказывая данный вид услуги. Продукцию каких видов промышленной деятельности вы будете использовать для оказания данной услуги?
Обсудим. Как вы считаете, сможет ли так произойти, что процесс оказания услуг будет полностью автоматизирован? Если да, то какие виды услуг могут быть автоматизированы в первую очередь, а в оказании каких услуг еще долго будет задействован человек?
Для любознательных. Используя разные источники информации, определите, какие компании являются крупнейшими в мире по оказанию услуг определенного вида (розничной торговли, авиаперевозок пассажиров, банковских услуг, информационных услуг, гостиничного бизнеса, туризма). Где находятся их штаб-квартиры и в каких регионах и странах они осуществляют свою деятельность?

Комментариев нет:

Отправить комментарий