суббота, 26 января 2019 г.

§ 30. Великобритания


Вспоминаем. Какие страны входят в состав региона Северная Европа и каковы особенности их размещения?

Узнаем. Что понимается под экономико-географическим положением и что такое каботажные перевозки. О населении и особенностях демографического развития Великобритании. О географии основных отраслей промышленности и сельского хозяйства Великобритании. О месте сферы услуг в хозяйстве Великобритании и развитии туризма.

Размышляем. Какие преимущества и недостатки для хозяйственного развития страны имеет островное положение?
30.1. Экономико-географическое положение, природные условия и ресурсы. Из курса физической географии вам уже знакомо понятие «географическое положение» и вы знаете, что все географические объекты занимают определенное место в пределах географической оболочки Земли. При этом расположенные рядом географические объекты способны оказывать влияние друг на друга. Так, климат может зависеть от характера рельефа на близлежащей территории. Такая же ситуация наблюдается и с объектами, которые изучает социально-экономическая география. Они также занимают определенное положение на земной поверхности и оказывают влияние друг на друга.
      Экономико-географическое положение (ЭГП) – размещение экономико-географического объекта относительно других географических объектов которые могут оказывать влияние на его хозяйственное развитие.
       Сфера услуг. Ведущую роль в британском хозяйстве играет сфера услуг (3/4 ВВП). Лидирующее положение в ней занимает финансовая деятельность, определяющая специализацию страны в системе международных экономических отношений. Лондонская фондовая биржа – одна из крупнейших и старейших бирж Европы и один из наиболее известных мировых рынков ценных бумаг (рис. 2). Великобритания осуществляет 10 % мирового экспорта услуг – банковских, страховых, консультативных, а также в области компьютерного программирования.
ЭГП характерно для любых экономико-географических объектов, в том числе и        для стран. ЭГП страны это ее расположение относительно различных географических объектов (других стран, транспортных путей, месторождений полезных ископаемых и т. д.), которые оказывают влияние на хозяйственное развитие данной страны. Такое влияние может быть как положительным, так и отрицательным. Соответственно, ЭГП страны может быть выгодным, благоприятным и, наоборот, не очень выгодным.

Главной особенностью ЭГП Великобритании является ее размещение на островах вблизи континентального побережья. Территория страны находится в пределах пояса древней складчатости. В ее недрах имеются запасы каменного угля, железных руд. На шельфе Северного моря открыты месторождения нефти и природного газа.
          Умеренный морской климат с большим количеством осадков благоприятно сказывается на хозяйственной деятельности людей. Страна богата внутренними водами. Одна из крупнейших рек Великобритании – Темза. В ее бассейне проживает около 20 % населения страны и расположена столица государства – г. Лондон (рис. 1).

30.2. Население. Численность население Великобритании составляет 63 млн человек. Демографические процессы обладают сходством с общеевропейскими. Незначительный естественный прирост населения (3 ‰) обусловлен высокой рождаемостью среди иммигрантов, удельный вес которых постоянно растет. Разногласия со странами ЕС по вопросам иммиграции стали одной из причин проведения в Великобритании в 2016 г. референдума о выходе из этой организации. В   стране высока продолжительность жизни населения (около 80 лет) и доля людей пожилого возраста.

Уровень урбанизации составляет 80 %. Основная часть горожан концентрируется в крупнейших агломерациях – Большой Лондон и Большой Манчестер. В этническом составе населения преобладают англичане (более 80 %). Абсолютное большинство верующих – протестанты. В Великобритании высокая средняя плотность населения (около 265 чел./км2).

30.3. Хозяйство. Великобритания входит в группу наиболее развитых в экономическом отношении стран мира с постиндустриальной структурой хозяйственной деятельности. На сферу услуг приходится более 70 % ВВП. В многоотраслевой промышленности ведущую роль играют современные отрасли: сложное и наукоемкое машиностроение, химические производства. Сельское хозяйство отличается высоким уровнем производительности труда и использованием интенсивных технологий.

Энергетика Великобритании практически полностью базируется на собственных топливных ресурсах. По запасам первичных источников энергии (нефть, уголь, природный газ) она занимает первое место в Европе (без России). Более 60 % нефти, добываемой из месторождений на шельфе Северного моря, поступает на экспорт. На территории страны находится несколько крупных угольных бассейнов. Как следствие, доминирующее положение в электроэнергетике Великобритании занимают ТЭС.

Металлургия, некогда игравшая решающую роль в структуре промышленности, сегодня утратила свое значение. Использование преимущественно импортного сырья обусловило сдвиг производства в приморские районы. Алюминиевая промышленность Великобритании сосредоточена вблизи ГЭС в Шотландии. Машиностроение обеспечивает около 40 % стоимости продукции обрабатывающей промышленности. Развито производство электроника и электротехники. Британские фирмы специализируются на производстве средств связи, турбин и электродвигателей. В числе наиболее развитых отраслей – химическая промышленность.

 В сельском хозяйстве Великобритании доминирует животноводство: разводят крупный рогатый скот мясо-молочного направления, развито беконное свиноводство и птицеводство. Растениеводство, производящее преимущественно корма, имеет обслуживающее значение. Сельскохозяйственные угодья занимают 70 % территории Великобритании. Из них около 30 % – это пастбища, а более 60 % – пашня. Примерно 1/3 пахотных угодий занята сеянными травами и столько же – зерновыми культурами (пшеница, ячмень, овес).
На развитие транспорта Великобритании определяющее влияние оказало ее островное положение. Ведущую роль в нем играет морской транспорт, обеспечивающий 90% всех грузоперевозок как внутри страны, так в торговле с другими странами.
Каботажные перевозки плавание грузовых или пассажирских судов между морскими портами одного и того же государства.
Крупнейшие морские порты Великобритании – Лондон, Ливерпуль, Саутгемптон.

Международные пассажирские перевозки обеспечиваются преимущественно авиационным  транспортом.  Перевозки   грузов  и   пассажиров   внутри   страны осуществляются автомобильным и, в меньшей степени,   железнодорожным транспорт. Роль железнодорожного транспорта в перевозке пассажиров существенно возросла после строительства Евротоннеля, соединившего Великобританию с французским побережьем материка (рис. 3).
Своеобразие природы и историко-культурные достопримечательности привлекают в страну многочисленных туристов. Большинство из них посещает Лондон и богатую природными и историческими памятниками Шотландию.

Обобщим и запомним. Экономико-географическое положение страны это ее расположение относительно различных географических объектов, которые оказывают влияние на хозяйственное развитие данной страны. Главной чертой ЭГП Великобритании является ее островное положение. Для населения Великобритании характерен низкий естественный прирост и процессы старения. Основная часть ВВП страны создается видами деятельности, относящимися к сфере услуг. Ведущую роль в перевозке грузов играет морской транспорт.

Проверим себя. 1. Что такое экономико-географическое положение? 2. Какими особенностями характеризуется ЭГП Великобритании? 3. Каковы особенности демографических процессов в Великобритании? 4. Какие виды деятельности играют ведущую роль в хозяйстве страны? 5. Что такое каботажные перевозки и чем обусловлена ведущая роль морского транспорта в   перевозке грузов внутри страны? 6. Почему животноводство играет ведущую роль в сельском хозяйстве Великобритании?

От теории к практике. На климат Британских островов большое влияние оказывает Северо-Атлантическое течение и западный перенос. Попробуйте определить, каков характер этого влияния и как оно проявляется в повседневной жизни жителей Великобритании.

Обсудим. С момента образования в 1993 г. Европейского Союза (ЕС) число стран, входящих в эту международную организацию, только увеличивалось. В настоящее время она насчитывает в своем составе 28 государств. Великобритания стала первым государством, население которого на референдуме приняло решение о выходе из ЕС. Как вы думаете, чем обусловлено такое решение и какие последствия для Великобритании и ЕС оно может иметь?

Для любознательных. Тоннель под Ла-Маншем (Евротоннель) соединяет континентальную Европу с Великобританией железнодорожным сообщением. Благодаря тоннелю стало возможно посетить Лондон, отправившись из Парижа, всего за 2 часа 15 минут. Коммерческое движение поездов по тоннелю началось в 1994 г. Три ствола тоннеля проложены на глубине от 25 до 40 м, длина каждого – около 50 км (37 км из них – под водой). По двум стволам идут поезда, третий ствол – служебный. Используя разные источники информации, узнайте историю возникновения тоннеля. Как выглядит Евротоннель в сравнении с другими крупнейшими сооружениями подобного рода, какие рекорды ему принадлежат?

Комментариев нет:

Отправить комментарий