понедельник, 4 марта 2019 г.

§ 40. География сельского хозяйства и транспорта России


Вспоминаем. Какие отрасли являются основными в составе растениеводства и животноводства?
Узнаем. Об особенностях развития и размещения сельского хозяйства в России. О зональной специализации сельского хозяйства. О ведущих отраслях растениеводства и животноводства. О сфере услуг и особенностях развития и размещения основных видов транспорта.
Размышляем. Почему транспорт является одним из ведущих видов деятельности в структуре сферы услуг?
40.1. Особенности развития и размещения сельского хозяйства. Зональная специализация. Природные условия России в целом благоприятны для развития многоотраслевого сельского хозяйства. На долю сельскохозяйственных угодий приходится 13 % от общей площади России (в том числе на пашню — 8 %). По площади сельскохозяйственных угодий страна занимает 3-е место в мире после США и Китая. В России находится 10 % всех пахотных земель мира. Большая часть сельскохозяйственных угодий (70 %) находится в европейской части страны.
В структуре ВВП страны удельный вес сельского хозяйства составляет 4 %.   В сельском хозяйстве занято около 9 % экономически активного населения страны. Ведущую роль в сельском хозяйстве играет растениеводство, на которое приходится 55 % производимой продукции. В животноводстве производится 45 % сельскохозяйственной продукции. Россия является одним из мировых лидеров по производству зерна, сахарной свеклы, семян подсолнечника, картофеля и мяса.

В связи с огромными размерами территории на специализацию сельского хозяйства России большое влияние оказывают природные условия. В пределах территории страны с севера на юг сменяется несколько природных зон. Природные зоны значительно отличаются друг от друга температурным режимом, количеством атмосферных осадков, характером почвенного покрова. Поэтому специализация сельского хозяйства в каждой природной зоне также отличается (рис. 1).
Зональная специализация сельского хозяйства - это развитие в пределах каждой природной зоны определенных отраслей растениеводства и животноводства.
В зоне тундры и лесотундры главные сельскохозяйственные угодья – оленьи пастбища. Земледелие здесь практически не ведется. Основа сельского хозяйства – оленеводство. Развиты охотничьи промыслы. В зоне тайги преобладает животноводство, а земледелие носит очаговый характер – развивается по долинам рек. Юг тайги и зона смешанных лесов (Нечерноземная зона России) – полоса неустойчивого земледелия. Здесь выращивают нетребовательные к теплу культуры (лен, кормовые травы, рожь, ячмень, овес, картофель, овощи) и разводят крупный рогатый скот молочного и мясо-молочного направлений. Развито свиноводство и птицеводство. На юге западносибирской тайги выращивают пшеницу.
В лесостепи преимущественное развитие получило растениеводство. Под сельскохозяйственными угодьями здесь занято 50 % территории. Выращивают зерновые (пшеница, ячмень, рожь), технические (сахарная свекла, подсолнечник) и кормовые культуры, картофель, овощи. Животноводство представлено разведением крупного рогатого скота, свиноводством и промышленным птицеводством.
Главной зоной для развития зернового хозяйства России являются степи. На Кубани, в Среднем Поволжье и Южном Урале выращивают пшеницу, кукурузу, в Западной Сибири – яровую пшеницу, на Дальнем Востоке – сою. На пастбищах засушливых степей разводят крупный рогатый скот молочно-мясного направления и овец. В полупустынях Поволжья и Калмыкии развито овцеводство мясо-шерстного направления. В горных районах (Кавказ, Алтай, Саяны) – горно-пастбищное животноводство. Вокруг больших городов и агломераций сложился пригородный тип сельского хозяйства: интенсивное овощеводство и садоводство сочетаются с молочным животноводством, свиноводством и птицеводством.
40.2.            Особенности развития отраслей растениеводства. Основу растениеводства России составляет зерновое хозяйство. Под зерновые и зернобобовые культуры отводится около 60 % посевных площадей, в том числе под пшеницу – 34 %, ячмень – 11 %, овѐс – 4 %, кукурузу — 3 %. Остальная часть посевных земель занимают кормовые (21 %), технические культуры (16 %), картофель и овоще-бахчевые культуры (4 %). По производству ячменя, овса и ржи Россия занимает 1-е место в мире, а по валовому сбору зерновых и зернобобовых культур (более 100 млн т) – 4-е (после Китая, США и Индии).
В России сформировано четыре основных района зернового хозяйства – Северный Кавказ, юг Сибири, Центрально-Черноземный район и южный Урал. Ведущая зерновая культура – пшеница (около 70 млн т). Основные ее посевы сосредоточены в лесостепной и степной зонах. В Поволжье, на юге Урала и Сибири выращивают яровую пшеницу, в Центрально-Черноземном районе и на Северном Кавказе – озимую. На юге России – на зерно, в средней полосе – как кормовую культуру выращивают кукурузу.
Главные технические культуры – подсолнечник и сахарная свекла. Подсолнечник выращивают там же, где и пшеницу. Здесь размещаются и предприятия по производству растительного масла. Производство сахарной свеклы и ее переработка сосредоточены в черноземных областях европейской России и на Северном Кавказе. На северо-западе, севере и в центре европейской России выращивают лен-долгунец. В южных районах страны выращивают чай (Краснодарский край) и табак. Россия занимает 3-е место в мире по производству картофеля. Основные районы его возделывания – запад и центр европейской части страны. Овощеводство сконцентрировано в пригородных зонах больших городов и на Северном Кавказе. В южных районах европейской части России налажено производство плодов и ягод, в том числе винограда.
40.3.  География разведения животных. Основной отраслью животноводства в России является разведение крупного рогатого скота молочного и мясного направлений. Молочное скотоводство распространено в лесной зоне, лучше обеспеченной сочными кормами, а мясное – в более засушливых лесостепных и степных районах. Повсеместно развито свиноводство и птицеводство. Овцеводство мясо-шерстного направления получило развитие в засушливых районах Поволжья и Калмыкии, а также в горных районах (Кавказ). В Бурятии, Калмыкии, Туве, на Алтае специализируются на разведении лошадей, в Башкирии – на пчеловодстве. На Крайнем Севере развито оленеводство, а в Сибири и на Дальнем Востоке – пушной промысел (рис. 2).
40.4.   Сфера услуг. Транспорт. В экономике России получили развитие все основные виды деятельности сферы услуг. Их удельный вес в ВВП страны постоянно возрастает и в настоящее время составляет более 65 %. Среди видов услуг наибольший вклад в формирование ВВП вносят операции с недвижимостью, торговля, а также транспорт и связь.
Для России характерны значительные контрасты и территориальные различия в обеспеченности видами услуг населения разных субъектов Федерации, а также городского и сельского населения. Наиболее высокий уровень обеспеченности услугами характерен для городов-миллионеров. Лидером по масштабам оказания всех основных видов услуг является Москва.
Особое значение для экономического развития России, ввиду огромных размеров ее территории, имеет развитие транспорта. Транспортная система страны характеризуется развитием всех основных видов транспорта, значительной протяженностью транспортных путей и крайней неравномерностью их размещения по территории.
40.5.    Особенности развития и размещения основных видов транспорта. Большие размеры территории и развитие сырьевых отраслей промышленности обуславливают важную роль железнодорожного транспорта в экономике страны. На него приходится более 45 % грузооборота всех видов транспорта и 24 % пассажирооборота. По длине железных дорог (около 175 тыс. км) Россия занимает 2-е место в мире (после США). Более 50 % их электрифицировано. Наиболее густа железнодорожная сеть в центре европейской части страны. Радиально расходящиеся от Москвы дороги связывают ее с крупнейшими городами России и других государств мира. В Сибири сеть железных дорог реже и имеет преимущественно            широтное направление.  Важную          роль    играет Транссибирская магистраль (Челябинск Новосибирск – Красноярск – Иркутск – Хабаровск – Владивосток) (рис. 3).

     Она является составной частью трансконтинентальной железной дороги Москва – Владивосток, позволяющей транспортировать грузы кратчайшим путем из акватории Тихого океана в Западную Европу (контейнерный мост «Владивосток – Брест»).

     Автомобильный транспорт обслуживает в основном местные грузовые и пассажирские перевозки. Ему принадлежит 1-е место в структуре пассажирооборота. По протяженности автомобильных дорог (1,5 млн км) Россия занимает 5-е место в мире. Однако в стране  очень низкая их средняя плотность –   34 км на 1000 км2. По обеспеченности сетью автомобильных дорог выделяются три зоны. Первая, европейская, характеризуется относительно развитой сетью дорог преимущественно с твердым покрытием. Плотность дорог  –  около  100  км  на  1000 км2. Современные автострады соединяют крупнейшие города этой зоны. Вторая зона охватывает юг России. Сеть автомобильных дорог здесь неравномерна, а плотность близка к средней по стране. В третьей зоне, включающей большую часть Сибири и Дальнего Востока, основная часть из редких, не имеющих твердого покрытия дорог, используется лишь сезонно. Большие территории здесь вообще лишены транспортных путей.
     Приморское положение обусловило значение морского транспорта в обслуживании внешнеторговых связей и перевозке грузов между российскими портами различных акваторий. Главные морские порты России: на Балтийском море  Калининград, Санкт-Петербург, Выборг и Балтийск, на Черном Новороссийск (главный   нефтеналивной   порт),   на   Азовском   –   Таганрог.   Велико   значение Мурманска (Баренцево море), Архангельска (Белое море), Находки и Владивостока (Японское море). Большинство крупных рек России судоходны (около 100 тыс. км речных судоходных путей). Это способствует развитию внутреннего водного транспорта. 40 % его грузооборота приходится на Волго-Камский бассейн.
     Трубопроводный транспорт обеспечивает подачу нефти и природного газа от основных районов их добычи в восточных районах страны к местам переработки и потребления на западе, а также экспортные поставки. Трубопроводный транспорт обеспечивает около 50 % грузооборота в стране. Общая протяженность магистральных трубопроводов превышает 250 тыс. км.
     Важное место во внутренних пассажироперевозках на значительные расстояния и в международном сообщении занимает авиационный транспорт. Сеть авиалиний связывает все крупнейшие промышленные центры страны между собой, с крупными городами СНГ и мира. Исключительно велика роль авиационного транспорта в грузо- и пассажироперевозках в труднодоступные районы Севера, Сибири и Дальнего Востока (рис. 4).
     Обобщим и запомним. Для сельского хозяйства России характерна зональная специализация растениеводства и животноводства. Основу растениеводства составляет зерновое хозяйство, в животноводстве ведущую роль играют разведение крупного рогатого скота, птицеводство и свиноводство. Удельный вес сферы услуг в ВВП страны составляет 65 %. Наибольший вклад в формирование ВВП вносят операции с недвижимостью, торговля, а также транспорт и связь. Транспортная система страны характеризуется развитием всех основных видов транспорта, значительной протяженностью транспортных путей и крайней неравномерностью  их размещения по территории.
Проверим себя. 1. Чем обусловлен зональный характер специализации сельского хозяйства России? 2. Какими особенностями характеризуется зерновое хозяйство в разных зонах сельскохозяйственной специализации? 3. Какая отрасль играет ведущую роль в животноводстве?
4. Чем отличается скотоводство в лесной и степной зонах России? 5. Какие виды деятельности сферы услуг получили в России наибольшее развитие? 6. Каковы особенности транспортной сети России? 7. Какую роль в перевозках грузов и пассажиров в России играют разные  виды транспорта и какие проблемы существуют в их развитии?
От теории к практике. Россия экспортирует почти 50 % добываемой в стране нефти и природного газа. Основными покупателями этой продукции являются страны Европы, в том числе и Беларусь, а также Китай. Используя информацию об основных центрах добычи нефти и природного газа в России, рассчитайте расстояние, на которое осуществляется транспортировка этой продукции из России. К каким следствиям, на ваш взгляд, это приводит?
Обсудим. Общая протяженность автомобильных дорог России составляет 1,5 млн км. Для сравнения, протяженность автомобильных дорог в Японии 1,2 млн км. По разным оценкам, для успешного экономического развития России необходимо, чтобы протяженность сети автомобильных дорог составляла более 2 млн км. Как вы считаете, какие регионы России в наибольшей степени нуждаются в развитии сети автомобильных дорог?
Для любознательных. Обь судоходна на протяжении 3600 км. По ней и Иртышу тюменская нефть транспортируется в Омск и другие города. По Енисею судоходство возможно на протяжении 3300 км. Лена судоходна на протяжении 4000 км. Используя разные источники информации, определите, какой фактор является сдерживающим для развития судоходства на этих реках. Узнайте, в какие из расположенных в устьях этих рек порты могут заходить морские суда, перевозящие грузы по Северному морскому пути.

1 комментарий:

  1. Обслуживание и личное внимание, которые мы получили от г-на Педро, были исключительными и превзошли все наши ожидания! Его знание местного и национального рынка и его стремление найти для нас лучшую цену помогли нам в поисках дома нашей мечты. Для нас, впервые приобретающих жилье, все было в новинку, и самое главное, что мы хотели, это найти кого-то, кому мы могли бы доверять. Он был рядом с нами на каждом шагу. Я рад, что мы выбрали его услуги, и рекомендую г-на Педро всем, кто покупает дом или расширяет свой бизнес с доступной ставкой по кредиту взамен».
    Свяжитесь с Педро кредитным специалистом
    Электронная почта: pedroloanss@gmail.com

    ОтветитьУдалить