понедельник, 14 января 2019 г.

§ 28. География туризма и торговли товарами и услугами


Вспоминаем. Что является продукцией видов деятельности по оказанию услуг?
Узнаем. Что такое туризм и каковы особенности его размещения. Каковы особенности географии торговли товарами и услугами. В чем заключаются различия в сфере услуг между развитыми и развивающимися странами.
Размышляем. Чем обусловлено значительное увеличение масштабов и географии туризма в современном мире?
       28.1.         География туризма. В классификаторе видов экономической деятельности туризм не выделяется как самостоятельная отрасль в составе сферы услуг, и это не случайно.
Туризм – это временные выезды (путешествия) людей в другую страну или местность, отличную от места их постоянного проживания.

Люди, которые осуществляют эти выезды, называются туристами.

     Главное условие для того, чтобы путешествие называлось туризмом, – оно не должно преследовать своей целью зарабатывание денег. Туристы не зарабатывают деньги, а тратят их на получение разного рода услуг. Все виды деятельности, связанные с обслуживанием туристов, т.е. с оказанием им разнообразных услуг, называются туризмом в широком смысле этого слова. Он включает транспортное обслуживание туристов, гостиничный сервиз, услуги питания, производство и продажу сувениров и многое другое. Очень часто все эти виды деятельности называют туристическим бизнесом, или туристической индустрией. Оказанием туристических услуг занимаются специальные туристические компании (турфирмы или туроператоры) (рис. 1). 


     Виды туризма выделяются в зависимости от целей путешествий туристов. Самым распространенным является туризм с целью отдыха, или рекреационный туризм. У него очень много разновидностей: познавательный (экскурсионный), оздоровительный, гастрономический, спортивный, паломнический (к религиозным святыням), ностальгический (на историческую родину предков) (рис. 2). Выделяется также деловой туризм, осуществляемый с целью налаживания деловых контактов, посещения различных конгрессов, конференций, выставок, семинаров.
Для того чтобы территорию посещали туристы, она должна располагать разнообразными природными и культурными объектами или выделяться проведением мероприятий, представляющих интерес для отдыха людей, их познавательной деятельности и деловой активности. Совокупность таких свойств территории называют туристическим потенциалом. Наиболее высоким туристическим потенциалом обладают территории с благоприятными для отдыха природными условиями, наличием значимых исторических и культурных объектов, развитой туристической инфраструктурой (гостиницами, ресторанами).
Если туристические поездки осуществляются внутри страны, это внутренний туризм, если в другие страны – международный. В последние годы в мире значительно растет популярность международного туризма и увеличивается число международных туристов. Во многом это обусловлено ростом благосостояния населения и развитием транспорта, особенно авиационного.
Важнейшими показателями развития международного туризма является число туристов, посетивших ту или иную страну, и доходы от туризма. Самыми посещаемыми туристами странами в 2017 г. были Франция (89 млн зарубежных туристов), Испания (82 млн), США (73 млн), Китай (59 млн) и Италия (58 млн). Мировыми лидерами по доходам от туризма являются США (211 млрд долл.), Испания (68 млрд долл.) и Франция (61 млрд долл.) (рис. 3).
     28.2. География торговли товарами и услугами. Торговля — вид хозяйственной деятельности, направленный на осуществление купли-продажи, обмена товаров, а также связанные с этим процессы: доставка товаров, непосредственное обслуживание покупателей и т. д. Торговля выступает своеобразным посредником между производителями и потребителями продукции. 
       Для торговли товарами создаются специальные торговые предприятия, площадки, биржи. Торговля услугами осуществляется предприятиями по оказанию услуг непосредственно в момент их оказания.
В зависимости от масштабов продаж и назначения продаваемой продукции торговля товарами делится на оптовую (рис. 4) и розничную. При оптовой торговле товар продается крупными партиями с целью его последующей переработки или перепродажи. Примерами оптовой торговли может быть продажа металла металлургическим заводом предприятию машиностроения или продажа молока сельскохозяйственным предприятием молочному заводу. Розничная торговля занимается продажей готовой продукции конечному потребителю. Каждый из нас становится пользователем этой услуги, посещая различные магазины (рис. 5).

     28.3.  Различия между развитыми и развивающимися странами. Так же как и туризм, торговля бывает внутренней и международной. Наибольших масштабов внутренняя торговля достигает в крупных экономически развитых странах. Это обусловлено ѐмким внутренним рынком этих стран, т. е. большим спросом на самую разнообразную продукцию и высокой покупательной способностью населения. В развивающихся странах масштабы внутренней торговли не столь велики из-за отсталости в экономическом развитии и низких доходов населения.
В международной торговле товарами ведущую роль также играют страны с высоким уровнем экономического развития. Они поставляют на мировой рынок более дорогую готовую продукцию. Развивающиеся страны торгуют преимущественно сырьем или более дешевой готовой продукцией, предназначенной для массового спроса.
В международной торговле услугами ведущая роль также принадлежит экономически развитым странам. Они являются мировыми лидерами не только по стоимости отдельных видов услуг, но и по их экспорту. Так, Великобритания и США – крупные экспортеры информационных услуг, Швейцария – один из  мировых лидеров по оказанию банковских услуг, Франция и Испания – признанные лидеры в сфере международного туризма.
Некоторые развивающиеся страны также специализируются на оказании отдельных видов услуг и являются их экспортерами. Прежде всего это относится к туристическим, транспортным, банковским услугам. Однако данные виды услуг развиваются здесь благодаря инвестициям из экономически развитых стран и их развитие контролируется зарубежными компаниями. В целом же по уровню развития сферы услуг развивающиеся страны существенно уступают экономически развитым странам.
Обобщим и запомним. Все виды деятельности, связанные с обслуживанием туристов, т. е. оказанием им разнообразных услуг, называются туризмом. Туризм бывает внутренним и внешним (международным). Важнейшими показателями развития международного туризма является число туристов, посетивших ту или иную страну, и доходы от туризма. Мировыми лидерами по уровню развития международного туризма являются Франция, США, Испания и Китай. Торговля включает виды хозяйственной деятельности, направленные на осуществление купли-продажи, обмена товаров и услуг как внутри страны, так и между странами. Наиболее высокий уровень развития внутренней и внешней торговли характерен для экономически развитых стран.
Проверим себя. 1. Что такое туризм и кого принято считать туристом? 2. Какие виды туризма выделяются? 3. Какие факторы способствуют развитию международного туризма? 4. В каких странах туризм получил наибольшее развитие и почему? 5. Что такое торговля? 6. Чем оптовая торговля отличается от розничной? 7. Каковы особенности географии торговли товарами и услугами?
От теории к практике. Определите основные объекты, которые составляют туристический потенциал вашей местности и способны привлечь внутренних и иностранных туристов. Какие виды туризма могут получить развитие в вашей местности (населенном пункте, районе)?
Обсудим. В наше время широкое распространение получила интернет-торговля, повсеместно вводятся безналичные расчѐты за покупки, появляются магазины-автоматы. Всѐ это позволяет говорить о возможном исчезновении в ближайшее время такой профессии, как продавец. Согласны ли вы с такими прогнозами? Свой ответ обоснуйте.
Для любознательных. 1. Используя различные источники информации, определите регионы мира, обладающие наиболее разнообразным потенциалом для развития рекреационного и познавательного туризма. 2. В последние годы в средствах массовой информации сообщается, что в торговле некоторых стран практически отказались от наличного расчѐта. Попробуйте узнать, что это за страны, какие способы безналичного расчѐта в них существуют и почему введение безналичного расчѐта является экономически выгодным.

Комментариев нет:

Отправить комментарий