четверг, 6 декабря 2018 г.

§ 22. Машиностроение



Вспоминаем. Для каких целей используется продукция металлургии?

Узнаем. Какое значение имеет машиностроение и какие виды производств оно включает. 
Что является сырьём для производства машин и каковы технологические особенности их производства.

О    факторах размещения машиностроения и географии основных машиностроительных производств.

Размышляем. Почему машиностроение называют авангардной, или передовой, отраслью промышленности?
22.1. Машиностроение: значение и виды производств. Современное машиностроение объединяет многочисленные виды деятельности, продукцией которых являются разнообразные машины, технические устройства, а также оборудование к ним.

Первоначально машиной называлось техническое устройство, выполняющее механические движения для преобразования энергии, материалов и информации. В современном определении, появившемся с развитием электроники, машиной является технический объект, состоящий из взаимосвязанных деталей, узлов, устройств или механизмов, использующий энергию для выполнения функций. В этом понимании машина может и не содержать механически движущихся частей. Примером таких устройств служат компьютер, мобильный телефон, электрический трансформатор и т.п.


Машины используются для выполнения определённых действий с целью уменьшения нагрузки на человека или полной замены человека при выполнении конкретной задачи. Они являются основным средством для повышения производительности труда. Сегодня нет ни одного вида хозяйственной деятельности, где бы не использовалась продукция машиностроения. (Приведите примеры использования продукции машиностроения на транспорте, в торговле, медицине, образовании.) Уровень развития машиностроения в той или иной стране самым непосредственным образом влияет на уровень ее общего экономического развития. В наиболее развитых в экономическом отношении странах машиностроение является ведущей отраслью обрабатывающей промышленности.
В      структуре современного машиностроения выделяют три основных вида производств: производство машин и оборудования; производство транспортных средств; производство электроники и электротехники (рис. 1).
Наиболее сложным по составу является производство машин и оборудования. Оно включает производство машин и оборудования для сельского и лесного хозяйства, разных отраслей промышленности (металлургии, химической, лёгкой, пищевой). Сюда же относится станкостроение, производство бытовых приборов и многие другие производства.

Не менее сложный состав имеет транспортное машиностроение. Оно включает автомобилестроение, судостроение, производство авиационной и космической техники, железнодорожных транспортных средств. В каждом из этих производств также выделяются свои направления. Например, судостроение включает производство морских и речных судов, которые по назначению подразделяются на пассажирские и грузовые (рис. 2).

Наиболее современным в составе машиностроения является производство электротехники, электронного и оптического оборудования. Оно объединяет производства по выпуску офисного оборудования, компьютеров, электродвигателей, генераторов, трансформаторов, аппаратуры для радио, телевидения и связи, оптических приборов и многого другого. Это самая высокотехнологичная и наукоёмкая продукция машиностроения. Быстрое развитие этих производств и высокая стоимость производимой ими продукции обусловили их ведущую роль в

структуре современного машиностроения.

22.2. Сырье и технологические особенности машиностроительного производства. Основным сырьём для машиностроения традиционно является продукция чёрной и цветной металлургии: металлы и их сплавы. Изначально это была преимущественно сталь, в дальнейшем в транспортном машиностроении широко стал использоваться алюминий, в производстве энергетического оборудования – медь. В настоящее время помимо металлов, в том числе таких, как никель, ванадий, литий, кадмий и др., широкое применение в машиностроении находит продукция химической промышленности. Прежде всего, это разнообразные полимерные материалы, в том числе пластмассы.

На крупном машиностроительном предприятии (например, автомобильном или станкостроительном заводах) технологический процесс производства готовой продукции включает несколько последовательных стадий: литьё деталей, механическую обработку заготовок (ковку, штамповку), получение готовых деталей, покраску и нанесение защитных покрытий, сборку.
Современные  машиностроительные  предприятия  характеризуются  высоким
уровнем механизации и автоматизации производства. На них практически перестал использоваться ручной труд. Исключение составляет конвейерное сборочное производство. Однако и здесь в наиболее развитых в экономическом отношении странах человека заменяют роботы (рис. 3).
22.3. Факторы размещения и география машиностроения. На начальном этапе развития машиностроения важнейшими факторами, влияющими на его размещение, были сырьевой фактор, фактор трудовых ресурсов и потребительский фактор. Поэтому наиболее крупные центры машиностроения возникали в густонаселенных промышленно освоенных районах с высокоразвитой металлургией. Примерами таких центров могут служить Детройт в США, Дортмунд

в   Германии.
В      настоящее время сырьевой фактор по-прежнему оказывает влияние на развитие целого ряда металлоёмких машиностроительных производств:

судостроение,  производство  металлургического  оборудования,  железнодорожной техники, отдельных видов станков. Роль фактора трудовых  ресурсов  наиболее  значима  в  тех производствах, где широко представлен 
сборочный   процесс   (производство   сложной 
бытовой
техники,
автомобилестроение, 
электроника  и  электротехника).  При  этом  в современном  машиностроении  особое  значение 
приобретает
высокий
уровень
квалификации
  
трудовых ресурсов (рис. 4). (Как вы думаете почему?)

          Преимущественно на потребителя ориентируется в своем размещении производство массовой машиностроительной продукции (сельскохозяйственной техники, бытовой техники, легковых автомобилей, персональных компьютеров).
          Наиболее современные машиностроительные производства, связанные с
созданием авиационной, ракетно-космической техники, электронно-вычислительных машин, роботов, являются высокотехнологичными и наукоёмкими. Поэтому на их размещение определяющее влияние оказывает фактор развития науки и технологий. Мировыми лидерами по производству такой продукции являются страны с высоким уровнем экономического развития (США, Япония, Германия).
          В настоящее время машиностроение является ведущей отраслью обрабатывающей промышленности большинства высокоразвитых в экономическом отношении стран. При этом крупнейшие экономически развитые страны, такие как США, Япония, Германия, Франция, Великобритания, Италия, имеют многоотраслевое машиностроение (рис. 5). Оно обеспечивает разнообразной продукцией как внутренние потребности этих стран, так и поставляет ее в больших объёмах на экспорт. На США приходится около 25 % стоимости машиностроительной продукции мира, Японию – 12 %, Германию – 10 %.

Небольшие  экономически  высокоразвитые  страны    (Австрия,   Швейцария,

Нидерланды) специализируются на производстве отдельных видов машиностроительной продукции (часов, оптических приборов, медицинского оборудования). Эта продукция предназначается преимущественно для поставок на экспорт. Среди развивающихся стран наибольших масштабов машиностроение достигло в Китае, который является мировым лидером по производству автомобилей, морских судов, многих видов бытовой техники.

Одной из наиболее масштабных отраслей современного машиностроения является автомобилестроение. Мировое автомобилестроение сосредоточено в трёх  основных регионах: азиатском, американском и западноевропейском. Странами лидерами по производству автомобилей являются Китай, США, Япония.

География         современного          мирового         судостроения         характеризуется

существенным сдвигом производства из развитых государств Европы и Северной Америки в страны Восточной Азии. Вплоть до 1940 г. мировыми лидерами в судостроении были европейские страны: Великобритания, Швеция, Нидерланды, Франция, Германия. В настоящее время более 90 % мирового судостроения сосредоточено в трёх странах: Китае, Японии и Республике Корея. (Как вы думаете, какими причинами был обусловлен такой территориальный сдвиг в развитии мирового судостроения?)
Современное   станкостроение   представлено

производством высокотехнологичных металлообрабатывающих и деревообрабатывающих

станков, кузнечно-прессового и литейного оборудования, промышленных роботов (рис. 6).
Лидерами мирового производства станков являются Китай, Япония, Германия. Значительных масштабов достигло станкостроение в США, Италии. В мировом производстве промышленных роботов лидирующие позиции занимает Япония (около 50% мирового производства роботов).
Обобщим и запомним. Современное машиностроение объединяет многочисленные виды деятельности, продукцией которых являются разнообразные машины, технические устройства, а также оборудование к ним. В структуре современного машиностроения выделяют три основных вида производств: производство машин и оборудования; производство транспортных средств; производство электроники и электрооборудования. Сырьём для машиностроения является продукция чёрной и цветной металлургии (металлы и их сплавы), а также химические продукты (полимерные материалы, пластмассы). Главной технологической особенностью машиностроительного производства является наличие сборочного процесса. На размещение машиностроения определяющее влияние оказывают сырьевой фактор, фактор трудовых ресурсов, потребительский фактор, а также фактор развития науки и технологий.

Проверим себя. 1. Каково значение машиностроения в жизни и хозяйственной деятельности людей? 2. Какие основные виды производств включает машиностроение? 3. Почему

в         современном машиностроении ведущую роль играет производство электронного и электротехнического оборудования? 4. Что является основным сырьем для большинства машиностроительных производств? 5. Каковы технологические особенности производства машин и оборудования и какое влияние они оказывают на размещения машиностроения? 6. Какие факторы являются определяющими в размещении машиностроения? 7. Какие страны являются мировыми лидерами в производстве автомобилей, морских судов, станков и почему?

От теории к практике. Используя знания о факторах размещения машиностроения, постарайтесь определить, какие предприятия машиностроения могут получить развитие в городе, являющемся крупным морским портом. Какие еще условия необходимы для их развития?

Обсудим. С момента обретения независимости в 1991 г. в Беларуси неоднократно предпринимались попытки создать крупное предприятие по производству легковых автомобилей. Однако по-настоящему массовым производство легковых автомобилей в нашей республике так и не стало. Как вы думаете, каковы причины, сдерживающие производство легковых автомобилей в Беларуси? При каких условиях, на ваш взгляд, Беларусь могла бы стать одним из центров мирового производства легковых автомобилей?

Для любознательных: Принято считать, что конвейерное производство появилось в 1914 г. на производстве автомобилей на заводе Генри Форда. Оно произвело своеобразную технологическую революцию сначала в автомобилестроении, а потом и во всей промышленности.

С    середины 1980-х гг. на ряде автомобилестроительных заводов компании «Тойота» в Японии появились роботизированные перестраиваемые и перепрограммируемые конвейеры. Такая организация машиностроительного производства получила название «гибкого массового производства». Используя разные источники информации, определите, на каких еще машиностроительных производствах широко используются конвейеры. В чём заключаются преимущества роботизированных перестраиваемых конвейеров?




Комментариев нет:

Отправить комментарий