четверг, 6 сентября 2018 г.

2. Политическая карта мира и особенности ее формирования


Вспоминаем. Что является объектом и предметом изучения социально-экономической  географии? Какие науки входят в состав социально-экономической географии? 
Узнаем. Что изучает политическая география и какие объекты отражаются на  политической карте. В чём различие между страной и государством. Сколько в мире суверенных  государств и зависимых территорий. Что входит в состав территории государства и как  устанавливается государственная граница. 
Размышляем. Всегда ли страна является государством? Почему существуют зависимые  территории? 



2.1. Политическая карта мира. Основным объектом изучения социально-
экономической географии является общество. Однако общество очень сложное  образование. Оно включает следующие составные части: людей (население), их  деятельность (хозяйство), материальную и духовную культуру. Вспомните,  объектами изучения каких географических наук являются перечисленные элементы  общества? 
Важным элементом общества является политика. Это особая сфера  деятельности, которая связана с управлением обществом. Для управления  обществом создан специальный механизм, который называется государством. Оно  выполняет определенные функции по управлению хозяйством и обществом  (внутренние функции) и деятельностью на международной арене (внешние  функции). 



Политика – это деятельность не всего общества, а государства. Все мы живём в государственно- организованном обществе. Ключевые вопросы функционирования государства связаны с  властью: кому принадлежит власть, как к ней приходят, какими способами она реализуется,  сколько есть уровней власти. Ответы на эти вопросы даёт специальная наука – политология

Политика, как особая сфера деятельности общества, является так же объектом  изучения политической географии, самостоятельной науки в составе общественной  географии. Политика, как и любая другая деятельность общества, осуществляется на  определенной территории. Поэтому она во многом зависит от географических  особенностей конкретной территории: географического положения, размеров  территории, наличия природных ресурсов, соседства с другими государствами. В  результате этого на каждой территории возникает своеобразная политическая и  территориальная организация общества. 
Формы политико-территориальной организации общества могут быть  разными. Главное политико-территориальное образование современного общества –  государство. Оно же является важнейшим объектом изучения политической  географии. Помимо государств, существуют и другие политико-территориальные  образования: зависимые территории, территории с международным статусом. Все  политико-территориальные образования, а также различные политические процессы  и явления могут быть отображены на карте. 
Политическая карта географическая карта, на которой изображены  государства, их границы и столицы, зависимые территории и их  административные центры

Разными условными знаками на политической карте могут также отражаться:  формы правления и политико-территориального устройства государств, районы  конфликтов, спорные территории и другая информация, характеризующая  политическую жизнь общества. 

2.2. Страны и государства в социально-экономической географии.  В социально-экономической географии понятия «страна» и «государство»  неоднозначны. Понятие «страна» шире и более емкое, чем понятие «государство».  Каждое государство является страной, но не каждая страна является государством. 
Понятие «страна» имеет преимущественно социально-экономическое и  историко-культурное содержание. Страну можно определить как территорию, на  которой проживает постоянное население. Для населения страны характерны:  определенный уровень национального самосознания, политической организации,  своеобразная культура и хозяйственная деятельность. С точки зрения политической  географии страна может обладать суверенитетом и самостоятельно осуществлять  управлением внутри и на международной арене. Страна одновременно является и  государством. Но страна может и не быть государством, а иметь лишь  определенный уровень самоуправления. В таком случае она будет находиться в  зависимости от другого суверенного государства зависимая территория. Она  может быть его частью (автономия, субъект федерации, самопровозглашённое  государство).   
Главный признак государства это суверенитет или независимостьГосударственный суверенитет это норма международного права, позволяющая  стране (государству) самостоятельно, без вмешательства со стороны других  государств, решать вопросы своей внутренней жизни (внутренняя политика) и  строить отношения с другими государствами (внешняя политика).  

Первые государственные образования на территории современной Индии возникли задолго до  нашей эры. Однако в 18 веке нашей эры практически вся территория современной Индии  утратила свой суверенитет, и долгое время находилась в колониальной зависимости от  Великобритании. Индия как государство исчезла, но как великая страна, со своей религией,  культурой, самосознанием населения она сохранилась. Индия, как суверенное государство,  восстановилась в 1947 г, добившись независимости.  

На современной политической карте мира насчитывается 194 суверенных  государства и около 300 стран. Помимо суверенных государств, странами считаются  зависимые территории, на которых проживает постоянное население, а также  самопровозглашенные, но не признанные государства, субъекты федераций и  автономные образования в составе государств. 
2.3. Суверенные государства и зависимые территории. Суверенитет –  главный и основополагающий признак независимого государства. Среди других  важнейших признаков наличие территории, постоянного населения, национального  хозяйства, системы власти, столицы, национального законодательства. У государства  имеются так же основные символы: герб, флаг, гимн.  
Суверенное        государство        государство, имеющее чётко определённую территорию, постоянное население, правительствоосуществляющее внутренний и внешний суверенитет, имеющее полномочия вступать в международные отношения с другими суверенными государствами.  
Помимо государств существуют политико-территориальные образования  (территории), которые, находясь в разной степени зависимости от суверенных   государств,   обладают   при   этом   определенным   уровнем самоуправления.  Большинство современных зависимых территорий   это бывшие колонии, которые в силу ряда  обстоятельств,   не  смогли получить  независимость. Больше            всего зависимы  территорий у Великобритании, Франции, США.  Зависимые территории имеются также у  Нидерландов, Австралии,Новой Зеландии и  некоторых других государств.  
Зависимые территории имеют  разный статус. У  Великобритании они  называются заморскими  территориями, у США –  неинкорпарированными территориями, у Франции  заморские территории.  Зависимые территории, как  правило, не входят в состав тех  государств, от которых они  зависят. 
2.4. Государственная граница. Каждое государство формируется и развивается  на определенной территории. На ее распространяется суверенитет данного конкретного  государства. В состав территории государства входит один или несколько участков  суши вместе с внутренними водами (реками, озерами, водохранилищами, болотами). Суверенитет государства распространяется и на воздушное пространство над сушей и на земные  недра под ними. Если государство  имеет выход к морям или океанам, то в  его состав входят территориальные  воды прилежащее к суше водное  пространство морей и океанов  определенной ширины (рис 1).  



























Рис 1.  Территориальные воды и морская экономическая зона  

Морская экономическая зона - пояс морского пространства шириной до 200 миль, прилегающий  к государству - не входит в его состав. В этой зоне государство имеет право на промысел,  разработку и регулирование природных ресурсов, проведение научных исследований, а также  установление условий  промысла для других государств.

Территории государств разделяются между собой  государственными границами. Государственные  границы с помощью определенных условных  знаков обозначаются на карте. Государственная  граница это реальная, обозначенная на  местности и политической карте, либо  воображаемая линиякоторая обозначает пределы  пространственного      распространения  государственного суверенитета. Граница между  государствами устанавливается на основе договора между государствами с учётом норм международного права. Самую протяженную государственную границу имеет Россия   более 60 000 км, у нее же и самая протяженная водная граница около 40 000 км. Самая  длинная непрерывная граница между государствами у России с Казахстаном (7200 км), а  самая длинная граница между государствами у США и Канады (около 8900 км). 
 Процесс              установления  границ проходит в два этапа.  Сначала                               государства  договариваются о месте  прохождения границы между  ними и обозначают ее на  картах. Этот                    процесс  называется делимитацией.  Затем          государственная  граница обозначается на  местности (демаркация).  

Обобщим и запомним. Предметом изучения политической географии  является политико-территориальная организация общества. Политическая карта –  специальная географическая карта, на которой отображены основные политико- территориальные образования: государства и зависимые территории, и их  государственные границы. Каждое государство является страной, но не каждая  страна является государством. Государственная граница это линия, которая  обозначает пределы пространственного распространения государственного  суверенитета. Она устанавливается по соглашению между государствами. 
Проверим себя:1. Что изучает политическая география? 2. Какие объекты отображаются на  политической карте мира? 3. В чём различие между страной и государством? 4. Каковы основные  признаки государства?5. Что представляют собой зависимые территории? 6. Что включает в себя  территория государства? 7. Какую роль играет государственная граница и как она  устанавливается?  
От теории к практике. 1. Представьте себе, что вас включили в состав комиссии по  установлению государственной границы между Беларусью и Украиной. Какова будет  последовательность действий этой комиссии? 
Обсудим: Почему не каждую страну можно назвать государством?  

Для любознательных: Во многих зависимых территориях проводились референдумы о  независимости. Однако большинство населения высказывалось за сохранение существующего  статуса этих территорий. Как вы думаете, в чём причина таких результатов этих референдумов?  

Материал с сайта  http://adu.by/ru/ 

Комментариев нет:

Отправить комментарий